Дисконты открывают горизонты…

Дисконты открывают горизонты…Дисконт — это скидка, а скидка — это прямая выгода, желанная для любого покупателя. Поэтому дисконтные программы работают и, надо отметить, весьма результативно. Современные компьютерные системы учета товаров позволяют с помощью специальных считывающих устройств получать информацию с магнитной полосы, штрих-кода или чипа дисконтной карты — мгновенно находить в базе данных ФИО клиента, вести историю его покупок и “накапливать” их сумму, автоматически рассчитывать скидки и даже предоставлять руководителю аналитические отчеты, по которым можно судить об эффективности дисконтной программы. Главное, чтобы ее условия отвечали целям и специфике именно вашего бизнеса. А для этого, пожалуй, стоит разобраться, как учитывать дисконтные карты и какими они бывают.

Виды дисконтных карт

Локальные, сетевые, клубные

Прежде всего, дисконтные карты могут быть выпущены как отдельной компанией, так и группой разных организаций, так называемым дисконтным клубом. Соответственно и скидки, предоставляемые карточкой, могут распространяться и на отдельно взятое предприятие торговли или сферы услуг, и на сеть торговых точек в рамках одной фирмы, а также охватывать неограниченное количество независимых магазинов, салонов, парикмахерских, ателье, АЗС, спортивных и культурно-досуговых центров и многих других организаций, связанных соответствующим договором. В последнем случае такие карточки содержат перечень и контактную информацию всех предоставляющих скидку фирм и осуществляют дополнительную рекламную функцию.

Бесплатные — платные

Помимо этого, важен способ, которым распространяются дисконтные карточки. Их можно раздавать бесплатно всем желающим или только покупателям, причем либо при первой же покупке, либо при соблюдении определенных условий, например, при покупке на конкретную сумму. Кроме того, карточки можно продавать — как правило, за символическую плату.

Виды дисконтных карт

Фиксированная скидка — накопительная

Различаются дисконтные карты и по принципу предоставления скидок. Скидка по карте может быть фиксированной, например, 3, 5, 7, 10 процентов, а может увеличиваться в зависимости от накопления с течением времени общей суммы совершенных покупок. Причем, такая накопительная скидка может увеличиться как автоматически, при достижении нужной суммы, так и путем замены одной карточки на другую.

Общие — с условиями

Скидки, предоставляемые по дисконтным картам, могут распространяться на весь ассортимент товаров или услуг, а могут охватывать только определенную его часть, могут действовать круглосуточно, а могут только по выходным или исключительно в утренние часы.

Бессрочные — с ограниченным сроком

Срок действия дисконтных карт также может быть разным — его можно не ограничивать, а можно, например, принимать карточку только в течение года — как календарного, так и считая со дня ее выдачи.

На предъявителя — именные

И наконец, дисконтные карты могут быть “на предъявителя”, а могут быть четко привязаны к конкретному лицу, например, Vip-карта ключевого клиента, дающая необычно большую скидку.

Все эти нюансы необходимо продумать в разрезе максимальной пользы для конкретного бизнеса и закрепить в специальном Положении, подписанном руководителем предприятия. Существующие законодательные акты, к сожалению, не содержат требований, оговаривающих выпуск, распространение и применение дисконтных карт. Но в традициях делового документооборота сложились определенные условия, помогающие руководителям преодолеть разногласия с налоговыми органами, в случае их возникновения.

Например, считается, что в Положении о дисконтных картах должны быть отражены следующие сведения:

  • цели и задачи дисконтной программы;
  • виды выпускаемых данным предприятием дисконтных карт;
  • конкретные скидки, подарки, бонусы, которые предоставляются по каждому виду дисконтных карт;
  • целевая аудитория и порядок безвозмездного предоставления или продажи соответствующих карт по ее сегментам;
  • содержание, порядок сбора и хранения конфиденциальной информации о клиентах-владельцах дисконтных карт;
  • правила предоставления привилегий (скидок, подарков, бонусов) по карточкам во время продажи товаров или оказания услуг;
  • отражение в учете выпуска, обращения и списания дисконтных карт.

Такое Положение может быть вывешено в “Уголке покупателя” для информирования посетителей.

Учет дисконтных карт

Учет дисконтных карт

НДС и налог на прибыль

Какой бы из вариантов дисконтной программы не был избран, полученные от производителя дисконтные карты, в случае их дальнейшей безвозмездной передачи клиентам, учитываются на счете 10 “Материалы”, если же их планируется продавать, то, соответственно, на счете 41 “Товары”. И в том, и в другом случае на основании выданных счетов-фактур можно зачесть уплаченный поставщику НДС. При этом, как при реализации карт, так и при безвозмездной их передаче, предприятие, применяющее основную систему налогообложения, обязано уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

А вот налогооблагаемая база по налогу на прибыль рассчитывается в каждом случае по-разному. Если карточки распространяются бесплатно, расходы на их изготовление не уменьшают налогооблагаемую базу, то есть включаются в нее (п. 16 ст. 270 НК РФ). Если же карточки продаются, то суммы выручки от их реализации увеличивают налогооблагаемую базу, а расходы на их изготовление из нее вычитаются (ст. 254 НК РФ, пп. 3, п. 1 ст. 268 НК РФ).

Некоторые предприятия, безвозмездно передавая клиентам дисконтные карты, оставляют право собственности на них за собой. В этом случае ни НДС, ни налог на прибыль с их стоимости не начисляется, но и расходы на изготовление карточек налогооблагаемую базу не уменьшают. Списать такие карты можно, воспользовавшись счетом 44 “Расходы на продажу”.

Не нужно заботиться об НДС и налоге на прибыль с реализации карточек и в том случае, когда фирма пользуется “клубными” дисконтными картами, выпущенными другим предприятием (эмитентом). В этом случае, право собственности на карточки не переходит, а расходы, которое несет участник дисконтной системы по договору (вступительные взносы, например) могут уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль как экономически обоснованные (п. 1 ст. 252 НК РФ; пп. 49, п. 1 ст. 264 НК РФ).

Документальное оформление

Дисконтные карты передаются продавцу, как материально-ответственному лицу, под роспись, например, по Акту приема-передачи. Выдавая карты безвозмездно, продавец, как правило, просит покупателей заполнить и подписать анкету с указанием некоторых важных для маркетинговых исследований и рекламных акций сведений. Там же, обычно, содержится и пункт о согласии на хранение, обработку и использование этих конфиденциальных данных. Информация о клиенте заносится в автоматизированную систему учета и, в зависимости от вида дисконтной программы, может быть привязана к номеру карточки. По результатам реализации карт материально-ответственным лицом составляется Акт списания с указанием перечня номеров реализованных карт и любой другой, утвержденной руководителем предприятия, информации (например, сведений о клиентах, получивших карты). Осуществляя покупку по дисконтной карте, покупатель предъявляет ее продавцу и получает соответствующую скидку.

Механизм реализации дисконтных программ, при всем своем многообразии, прост, но вполне успешно справляется с важными маркетинговыми задачами, такими как, например,  создание и удержание устойчивой клиентской базы, а также ее расширение, поддержание необходимых объемов товарооборота с учетом сезонности, сроков годности товаров, иной специфики. Являясь носителем логотипа и контактных данных компании, дисконтные карты осуществляют информационную и рекламную функцию, а благодаря вариативности применения могут отвечать и многим другим запросам бизнеса.

Маргарита Павлюченко — контент-редактор проекта «Большая Птица — система онлайн-учета для бизнеса», эксперт Центра разработки программных продуктов ООО «Этерон».

Поделиться в соц. сетях

Так же рекомендуем к прочтению:

  • Специфика ликвидации предприятия в Российской Федерации Далеко не все компании, которые сегодня создаются в нашей стране, находят свое место под солнцем, процветают и получают стабильную прибыль от своей деятельности. Многие разочаровываются, […]
  • Как правильно подать заявку на участие в тендере Существует ряд условий, которые участник обязан соблюдать для того, чтобы участвовать в тендере. Одним из главных является подача заявки на участие, которая заполняется в соответствии с […]
  • Сервис Mili.ru — деньги в самые кратчайшие сроки. На сегодняшний день многие микрофинансовые организации предлагают срочные займы в самые кратчайшие сроки. Но не смотря на подобную рекламу очень многие затягивают с предоставлением […]
  • Юридическая помощь бизнесу Многим известно, что практически каждый шаг предпринимателя сопровождается рядом важных документов, составление которых требует определенных знаний и навыков. Для правильного […]
  • Кредитный брокер — кто он!? На сегодняшний день банки и другие финансовые организации предлагают своим клиентам самые различные кредитные продукты, которые отличаются друг от друга условиями предоставления и […]
Статья прочитана 463 раз(а).